Телеграм для малого бизнеса: а нужен ли?
На сегодняшний день Телеграм ежемесячно посещают 800 миллионов пользователей. Только вдумайтесь в эту цифру. Исходя из этого возникает логичный вопрос: подойдет ли Телеграм для развития своего дела?

Да и еще раз да! Телеграм подойдет любому бизнесу: бьюти-мастерам, рукодельницам, репетиторам и далее по списку. Но важно понимать, какие именно задачи поможет решить предпринимателям данная площадка.

Давайте разбираться вместе!
Создание комьюнити
Комьюнити бренда — это сообщество клиентов, которые уже знакомы с вашим бизнесом, заинтересованы в продукте и демонстрируют лояльность к бренду.
От них можно регулярно получать обратную связь, которая в дальнейшем позволит лучше понять интересы и боли целевой аудитории и применить эти знания при выстраивании стратегии продвижения.

В комьюнити аудитория более «прогретая», поэтому готова быстрее приобрести ваш товар или услугу.
Как можно поддерживать связь с комьюнити?
Демонстрировать заботу о подписчиках. Предугадывайте потребности пользователей и давайте ответы на все вопросы, даже на те, которые не относятся к теме поста.
01.
Ввести интересные рубрики. Публикуйте разноплановый контент, который заставит пользователей раз за разом возвращаться в канал.
02.
Организовать конкурсы и викторины. Таким образом вы можете вовлечь аудиторию, а также привлечь новых подписчиков из других площадок.
03.
Создать программу лояльности. Самых преданных участников комьюнити можно объединить в закрытом Телеграм-канале, где будут публиковаться эксклюзивные материалы или проводиться закрытые акции.
04.
Автоматизация бизнес-процессов
Для автоматизации бизнес-процессов в Телеграме используются чат-боты — это инструмент, который реагирует на запросы пользователей и автоматически выдает необходимую информацию.

Чат-боты помогают закрывать разнообразные задачи: настройку рассылки, продвижение, проведение акций и розыгрышей и многое другое!
Какими бывают боты в Telegram:
Боты-помощники: для обработки запросов от клиентов. В них можно добавить ответы на самые популярные запросы, автоматизировать оформление заказов или отслеживание товара.
Развлекательные и полезные боты: для вовлечения пользователей в общение с брендом. Например, подбор фильма на вечер по предпочтениям или викторина с гарантированным призом в конце.
Примеры чат ботов
Продвижение бизнеса
При продвижении своего бизнеса в Телеграме необходимо учитывать специфику площадки.

В отличие от других социальных сетей, в Телеграме нет развитой алгоритмической ленты. О чем это говорит? Пользователи не увидят ваши посты в общей ленте. Чтобы пользователь посмотрел контент, ему нужно целенаправленно зайти в ваш канал, т. е. органически аудитория расти не будет.

Использовать телеграм-канал как «витрину магазина» не имеет никакого смысла, а вот демонстрировать свою экспертность и сделать так, чтобы через посты читателю стало понятно, в чем вы сильны и чем можете помочь, — хорошая стратегия для ведения страницы.
Когда аудитория увидит вашу экспертность, тогда она будет заходить в канал и следить за обновлениями. Однако быстрых результатов ждать не стоит, важно регулярно работать над контентом и находить новые способы для привлечения аудитории.
Как продвигать свой Telegram-канал?
01. Посевы
Посевы — платное размещение своих постов в чужих каналах.
Формат может быть разный:
текст с картинкой или без;
карточки;
аудио или видео;
нативное объявление.
Преимущества:
Недостатки:
Подготовка поста для посева занимает больше времени, чем создание креативов для таргета или контекста. Если заниматься посевами регулярно, возможно, придется делегировать это отдельному специалисту.
Каналы для посевов нужно выбирать самостоятельно, с опорой на гипотезы и опыт размещений.
Стоимость лидов с посевов может быть ниже, чем с других источников (например, контекстной и таргетированной рекламы).
Посев можно максимально органично вписать в контент канала. Так он будет восприниматься лояльнее — как совет друга, а не назойливаяшаблонная реклама.
Посевы помогают решать маркетинговые задачи. Например, получать охваты, новую аудиторию, трафик на сайт или лиды.
02. Трафик из ВК/Яндекс Бизнеса
Продвижение канала в мессенджере через рекламные возможности социальной сети ВКонтакте или площадки Яндекс Бизнес.
Это отличный способ получить недорогой трафик в большом объеме. Для ряда ниш такая закупка рекламы выходит действительно дешевле, чем продвижение в самом Telegram.
Даже если вы решили продвигать просто свой аккаунт в мессенджере как, например, эксперта в какой-то области, рекомендуем завести под это отдельный канал. Это позволит вам иметь доступ к статистике и другим важным настройкам.
03. Telegram Ads
Рекламная платформа Telegram. С помощью нее можно размещать объявления в любых каналах с аудиторией более 1000 подписчиков и показывать рекламу пользователям без премиум-подписки.
Объявления — текстовые сообщения с кнопкой без изображений, видео и ссылок на внешние источники (только на тг-канал, боты и отдельные посты).
Для этого существуют типовые тексты с разной структурой:
Наименование бренда — польза контента в канале с конкретикой (выделено жирным) — конкретика через уточнение после двоеточия. Например:
Vetcity Clinic — делимся историями из ветеринарной практики и помогаем советами в разных ситуациях: от диагностики и лечения до медицинского сопровождения.
Объявление «сухая польза в одну строку», начинающееся с «Про …» + подводка к СТА-блоку (Рассказываем/Подробности/Больше в канале). Пример:
Про лечение питомцев без лишнего стресса. Рассказываем на канале @vetcityclinic
Вопрос — ответ. Полезный вопрос — полезный ответ. (Рабочий триггер — вопросы, начинающиеся с «Как… ?»). Необычный пример:
Еж, енот или кролик? О лечении редких домашних животных пишем здесь — @vetcityclinic
Прочие вариации объявлений с числовыми доказательствами.
Наша клиника в 2023 году спасла 10 243 питомца. Поведение питомца изменилось? На что обратить внимание в первую очередь, отвечают эксперты Vetcity в канале @vetcityclinic
Функция запускается через платформу Telegram Ad Platform. Чтобы запустить, нужно авторизоваться на платформе, написать текст, задать ставку и выбрать каналы. Также есть раздел аналитики, где можно смотреть результаты.
Референсы и идеи для Telegram-постов
Полезные боты для работы с контентом
Боты для формирования видео в круглые видеосообщения:
Боты для проведения розыгрышей/рандомайзеры:
Боты для создания кастомных эмодзи-паков:
Конструкторы для настройки ботов:
Что еще почитать?