Бизнес-план проекта: кому и зачем нужен?
В жизни, как и в бизнесе, мы ставим перед собой цели, строим планы, хотим добиться определенных результатов, иначе это бы больше напоминало путь по течению, когда ты не знаешь, в какой точке по итогу окажешься.

Когда вы только начинаете свое дело, рынок для вас как неизученная местность, в которой новичку сложно ориентироваться. Бизнес-план можно сравнить с путеводителем, который содержит в себе заранее выстроенный маршрут.
Что такое бизнес план?
Бизнес-план — это документ, в котором прописана стратегия развития вашего бизнеса с конкретными цифрами и прогнозами, а также возможными препятствиями и рисками.
Обычно бизнес-план составляется сроком на 1 год, 3 года, 5 лет, однако важно отметить, что он должен быть актуальным и отражать текущую ситуацию на рынке, поэтому его необходимо обновлять в зависимости от новых вводных.
Зачем нужен?
В процессе составления бизнес-плана важно ответить себе на вопрос: что из себя представляет ваш бизнес сейчас и каким вы его видите через 5 лет?

На данном этапе даже незначительная ошибка может иметь серьезные последствия, поскольку вы строите план на основании вашего видения бизнеса на данный момент и в будущем.
Совет: задавайте себе как можно больше вопросов, тогда вы увидите ситуацию с разных сторон, мышление станет более гибким и адаптироваться к изменениям будет легче.
Какие вопросы необходимо себе задать:
Что за бизнес? На каком этапе развития он находится?
Какой продукт/услугу я предлагаю?
Кто потенциальный покупатель и какую пользу он получит от взаимодействия с моим продуктом/услугой?
Какие вложения потребуются и через какое время они окупятся?
Есть ли у меня резерв для покрытия неожиданных расходов?
Как я буду действовать в случае кризиса?
На какую прибыль я рассчитываю?
Как будут выстраиваться бизнес-процессы?
Почему мой бизнес будет расти, а главное, как он будет расти?
Из чего состоит бизнес-план?
Описание бизнеса

В данном разделе вы прописываете общую концепцию, цели и миссию вашего бизнеса.
Описание продукта или услуги

На данном этапе необходимо выделить преимущества и УТП вашего предложения. Почему клиент должен выбрать именно вас, а не конкурента? Насколько ваша продукция актуальна, соответствует ли она текущим тенденциям на рынке? Способна ли она закрыть потребности целевой аудитории?

Также можно отразить в плане опыт продаж вашего продукта/услуги это поможет избежать прошлых ошибок.
Анализ рынка

Оцените общий объем рынка, динамику его роста, основные тенденции. Конкурентный анализ поможет вам увидеть, сколько конкурентов, например, в вашем городе предлагают аналогичный товар, какую долю рынка они занимают, какую стратегию продвижения используют. Необходимо также изучить все риски и возможности, а также сильные и слабые стороны вашего бизнеса — в этом вам поможет SWOT-анализ. Подумайте, как вы будете действовать в случае непредвиденных обстоятельств, какие сильные стороны и возможности смогут вам в этом помочь.

Подробно опишите вашего потенциального клиента: его образ жизни, ценности, интересы, страхи и возражения, факторы, которые влияют на принятие решения о покупке. Предположите, сколько покупателей в месяц будут к вам обращаться, чтобы понимать примерный объем выручки. Если этот объем выручки вас не устраивает, что вы готовы предпринять для увеличения числа клиентов?
Операционный план

Опишите, как устроены ключевые процессы работы, подробно рассмотрите каждый этап: планирование, производство продукта, его дальнейшее хранение, поставка и др.
Маркетинговая стратегия

Определите оптимальную цену для вашего продукта или услуги с учетом ценовой политики конкурентов, себестоимости. Укажите, какие каналы продаж будете использовать, какими способами будете удерживать клиента и повышать его лояльность.
Финансовый план

На заключительном этапе мы составляем финансовый план, в котором указываем размер первоначальных вложений, расходы по каждой из категорий, а также доходы с учетом прогнозируемого объема продукции/услуг в заданный период. В результате мы получаем сумму прибыли, на основании которой рассчитываем примерный срок окупаемости проекта.

Важно рассмотреть 2 варианта исхода событий: оптимистичный и пессимистичный. Заносим в таблицу благоприятный прогноз и задаем себе вопросы: «Устраивает ли меня этот доход?», «Стоит ли этот доход моих текущих усилий?»

Далее учитываем возможные риски, чтобы оценить, через какое время ваше дело окупится и сможете ли вы столько работать себе в минус. Если вас одолевают сомнения, то, возможно, торопиться не стоит.
Любое дело требует вложений, но вот вопрос: где их взять? Ниже в таблице вы можете увидеть срок возврата инвестиций. На основании этого можно привлечь инвесторов или взять кредит в банке.
Держите этот инструмент под рукой, чтобы следить, идете ли вы по намеченному плану.
Заключение
Бизнес-план является необходимым инструментом для каждого, кто заинтересован в успешном развитии своего дела.

Он помогает определить конкретные и измеримые цели, грамотно выстроить стратегию, предвидеть потенциальные риски, а также эффективно распоряжаться финансами и другими ресурсами.
Что еще почитать?